понедельник, 19 декабря 2011 г.

ГЕНДЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПСИХОТЕРАПИИ



Предпосылки. Понятие гендер представляет собой транслитерацию английского слова, обозначающего грамматический род, мужской или женский (от от лат. genus - «род»)). Впервые термин был употреблен в 1968 году психологом Робертом Столлером  в книге «Пол и гендер» («Sex and Gender»). Разделяя пол и гендер, автор подчеркивал различия социокультурных значений «мужественности» и «женственности» от их биологических различий. Само значение термина гендер заключается в отрицании абсолютной биологической предопределенности отношений между полами: есть биологический пол и есть гендер, то есть «социальный пол».
М. Киммел (2006) трактуя понятиям пол и гендер отмечает, что «пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому, – хромосомной, биохимической, анатомической организации; гендер относится к значениям, которые данная культура придает половым различиям между мужчиной и женщиной» (с. 13). Кроме этого, с точки зрения Киммела, гендер выражает универсальное неравенство между мужчинами и женщинами, само это понятие a priori  предполагает отношения статусного-ролевого доминирования/подчинения, власть и неравенство между мужчиной и женщиной (с. 12). Можно предположить, что сам феномен гендера и то, как он формулируется в гендерной психологии и социологии, необходим был для заострения внимания к вопросам иерархии и неравенства. Подобная тенденция с самого начала исключает возможность иных трактовок гендерных отношений, кроме как в заданных изначально теоретических рамках. Подобные акценты приводят к тому, что тема неравенства и власти/подчинения транслируется в различные сферы анализа (психоанализ рекламы и  литературы, психотерапию, психологию политики и власти).


Гендерные различия. Количество работ посвященных гендерным различиям составляет более 1,5 тысячи публикаций в год. При этом, основные усилия исследователей направлены на инвентаризацию и перечисление гендерных различий, а также на выяснение их происхождения и динамики.
В истории культуры известны различные трактовки женского и мужского начала в человеке. То что между мужчиной и женщиной существуют различия как биологического, так и социального характера ни у кого не вызывает сомнения. Однако в разные времена эти различия трактовались по-разному. В период античности считалось, что мужчина и женщина не равные существа, что женщина дает ребенку тело, мужчина – душу, при этом душа лучше и божественнее тела. Такие акценты задавали соответствующее отношение к природе мужского начала и женского. Закономерно считалось, что душа тоньше телесного и ближе к божественному, тогда как тело более грубое по свое природе и организации и ближе к земному. Подобная аппозиция божественного и земного укореняет в себе соответствующее отношение к мужскому и женскому. Следствием этого явилось трактовка мужских стратегий и принципов в культуре и поведении как нормативных, а женских, соответственно, как отклоняющихся от нормативных и «правильных», т.е патологических. Далее оказывается, что мужчина выше по своей природе, а женщина ниже.
Подобные трактовки, зародившись в глубокой древности, претерпев ряд культурно-исторических модификаций, сохраняют свое значение и в настоящее время. Большинство мужчин согласны с тем, что есть роли, функции и стили поведения типично женские и это обусловлено не условиями социума (под влиянием которых и формируются подобные точки зрения), а некоторыми биологическими, врожденными предпосылками. Утрируя эту мысль можно констатировать, что женщины, соответственно, рождены быть в субмиссивных ролях и удовлетворяться материнскими функциями и ролями домохозяек, а мужчины рождены быть доминантными и стремиться к превосходству и совершенству.
Однако на деле все оказывается не совсем так. И постулируемые в рамках биологического подхода (этология, социобиология) позиции и трактовки не всегда выдерживают критику и главное вызывают острое несогласие со стороны женщин. При этом, любопытен тот факт, что в рамках этологии подобные трактовки даются в основном мужчинами, и для себя ими по-прежнему отводится роль «доминантных самцов» стремящихся к множественным отношениям с женщинами и желающих оставить после себя максимальный «генетический шлейф», а женщины, при этом, хороши уже тем, что могут зачать, выносить и родить ребенка, к чему и сводится их основная функция (Любарский, 2008).  
 И. Тартаковская (2006) отмечает, что основной вопрос заключается в том, какие социальные последствия имеют биологические различия между полами: действительно ли анатомия есть судьба, как писал Фрейд, и, самое главное, какова эта судьба и к чему она приводит?
В изучении различий между полами выделяют ряд подходов (см. Андреева, 2007):
-         Историко-религиозный взгляд, где функции и роли мужчины и женщины рассматриваются как данные свыше и незыблемые независимо от времени и места.
-         Психолого-биологический подход − в рамках этого подхода изучаются психофизиологические, нейропсихологические, психические различия мужчин и женщин.
-          Гендерный подход − здесь придается основное значение влиянию социума, стереотипов, ролей и устоявшихся представлений о функциях и предназначении полов.
Биолог Руд Хаббард утверждает, что если изначально дети разного пола следуют социальным указаниям как им выглядеть, что есть или не есть для сохранения фигуры, в какие игры играть и пр., то в дальнейшем эти две группы людей будут различаться не только социально, но и биологически (цит. по Киммел, 2006, с. 79). Данная точка зрения указывает на то, что однозначно провести грань между биологическим и социальным в человеке оказывается невозможным, поскольку эти две составляющие тесно между собой переплетаются и оказывают заметное влияние друг на друга. Такая взаимообусловленность описывается концепцией генокультурной коэволюции человеческой популяции, и идею связи генетической и культурной эволюции можно экстраполировать на эволюцию отношений между мужчиной и женщиной. Вследствие этого можно говорить о том, что биологические факторы обеспечивают базу, на которой люди начинают создавать свою гендерную идентичность в рамках культуры и общества.
Вместе с тем оказывается, что различия между мужчиной и женщиной далеко не так велики и что многие воспринимаемые различия зависят не столько от гендера, сколько от социального статуса.
 Э. Маккоби (1998) проведя метаанализ более чем шестисот эмпирических исследований гендерных различий, проведенных с 1966–1973 гг., обнаружила только четыре сферы с существенными и последовательными различиями по половому признаку:
-          у девочек лучше развиты вербальные способности, девочки менее агрессивны;
-     у мальчиков лучше развиты визуальные и пространственные способности, математические способности, мальчики более агрессивны, чем девочки.
 Для сравнения можно обратиться к  исследованию С. Гингера, который отмечает, что мужчина и женщина являются фактически разными видами: «Различия между человеком и обезьяной (самцом обезьян!) составляют всего лишь 1,6%, в то время как между мужчиной и женщиной – 5%. Таким образом, физиологически мужчина ближе к самцу обезьяны, чем к женщине. А женщины ближе к самке обезьяны».  Л. Тайгер и Р. Фокс (1971) пишут, что мужчины и женщины имеют разные «биограммы» (генетические программы), которые предписывают обоим полам специфические формы поведения. Мужская биограмма предполагает агрессивность и стремление к господству, а женская – прежде всего инстинкт продолжения рода. Благодаря этим биограммам и формируется половое разделение труда в обществе (цит. по Тартаковской, 2006).  Таким образом, утверждение о том, что природной, биологической функцией женщины является материнство и забота о других, а те виды деятельности, которые отвлекают женщину от семьи и детей, – противоестественные – является правомерным в русле подобных биологических теорий половых различий.
Продолжая логически рассуждать о существующих различиях между мужчиной и женщиной, которые зачастую именуются «фундаментальными», принимая факт неизбежности этих различий, являющихся результатом естественного отбора в течение эволюции человеческого вида, многие исследователи биологического направления приходят к выводу о том, что в основе гендерного неравенства лежат базовые биологические различия между мужчиной и женщиной.
Вместе с тем, в рамках социокультурного подхода говорится нечто иное: гендерные различия, как социокультурный феномен, являются продуктом гендерного неравенства; иными словами мы можем сказать, что ряд биологических врожденных функций мужчин и женщин, будучи определенным образом интерпретированными, послужили основанием для утверждения неравноценности мужчины и женщины. Такая неравноценность в ходе развития культуры была транслирована на все уровни социальной организации общества, начиная от структуры семьи и заканчивая институтом церкви и власти. В результате оказывается, что доминирование мужского интеллекта в культуре и обществе, с ни чем не обоснованной кроме личных интересов экспансией власти и доминирования, к настоящему времени привело к различного рода кризисам в экономической сфере, в политике, в институте церкви; наиболее ярко данная тенденция проявляется в усилении техногенной и милитаризированной экспансии в культуру и общество, что закономерно приводит к усилению нарастания планетарного экологического кризиса, который с точки зрения системного анализа оказывается частью и природным следствием цивилизационного кризиса гуманности.  

Неравенство. Неравенство, или стратификация полов, наблюдается во многих культурах, но с разной степенью выраженности. Существует мнение, что гендерное неравенство менее выражено в простых охотничьих и собирательских обществах (где необходима взаимозаменяемость мужчин и женщин) и более выражено в  сложных стратифицированных обществах, проявляясь в  социально-экономическим и сексуальным неравенством (Бендас, 2008).
В большинстве известных обществ существует определенная дифференциация между мужчиной и женщиной,  фактически в  каждом обществе существует гендерное неравенство и мужское доминирование. При этом различия между мужским и женским статусами определяют разные факторы: экономические, политические, социальные. Если в обществе увеличивается потребность в физической силе и высокоразвитых двигательных навыках, закономерно наблюдается усиление различий между мужской и женской социализацией.
Можно сказать, что социальный статус женщины и степень выраженности гендерного неравенства наиболее четко характеризуют  две социальные переменные: это вовлеченность отца в воспитание детей (часто измеряемое с помощью гендерной сегрегации)  и контроль женщины над своей собственностью после заключения брака. Оказывается, что чем ближе отношения между отцом и сыном, чем большее участие отец принимает в воспитании детей, тем выше в такой семье статус женщины и тем меньше такой мужчина преуменьшает значимость женщины и ее роль (Бутовская, 2004; Киммел, 2006)
В целом можно выделить ряд факторов, которые оказывают влияние на неравенство полов:
-         половое разделение труда,
-         образование,
-         собственность,
-         обладание властью,
-         отношение церкви,
-         сексуальное поведение.
Степень выраженности гендерного неравенства в разные времена была неравномерной. Если рассматривать европейскую культуру, то еще пару столетий назад женщины и вообразить не могли себе, те права и обязанности, которыми они обладают сегодня. Вместе с тем, не смотря на успехи в отстаивании своих прав, проблема неравноправия полов и женской дискриминации  актуальна и сегодня.
Сегодня женщины обладают правом голоса, правом собственности, им доступна работа практически во всех сферах жизнедеятельности. Но, обращая более пристальное внимание на роль женщины в современном мире, можно заметить, что её позиция сопряжена со многими сложностями. В социальной сфере сохраняется существенное неравенство, которое постоянно проявляется в половой сегрегации, неравной оплате труда, половой дискриминации и сексуальном преследовании. Существует ряд феноменов, которые описывают эту ситуацию:
-         феномен «стеклянного потолка» – невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина, пытаясь достичь более высокого социального или профессионального статуса (в данном случае преимущство отдается мужчинам);
-         феномен «звёздной болезни» – когда женщины, достигшие лидерских позиций, относятся к другим женщинам с предубеждением, приписывая им типичные уничижительные женские качества (пассивность, подчиненность, не способность к сложной аналитической деятельности), будучи в этом солидарными с мужчинами (принимая их позицию) в отношении гендерного неравенства;
-         феномен «реверсивного гендерного стереотипа» - предубеждения против женщин, демонстрируемое самими женщинами.
 
Гендерные отношения.  Взаимоотношения между мужчиной и женщиной можно рассматривать с точки зрения наличия двух тенденций:
-         гендерной или половой сегрегацией (общение с представителями своего пола и ограничение контактов с представителями другого пола);
-         конвергенции полов (общение с представителями противоположного пола), которые задают специфическую динамику.
Эти тенденции неравнозначны: в разные возрастные периоды, в разные ситуации то одна, то другая тенденция доминирует, в то время как другая занимает подчиненное положение (но ни одна из них не исчезает полностью).
Гендерная сегрегация проявляться еще в раннем детстве (в 3 года у девочек и в 4 года у мальчиков, в возрасте от года до двух лет обе тенденции присутствуют одинаково, т.е. дети общаются как с представителями своего пола, так и другого).  Сегрегация полов является более распространенным явлением, по сравнению с конвергенцией. Она характерна для детских дружеских группировок, свободного общения между собой, делового мира взрослых (ситуация неформального общения), дружбы во взрослости и сексуальных гомогенных связей. При этом мальчики сильнее стремятся отделиться от девочек в тех культурах, где наблюдается гендерное неравенство, т.е. там, где статус мужчины явно выше, чем статус женщины. Гендерная конвергенция является противоположной тенденцией. Она наблюдается  в детских группах, в возникновении интереса к противоположному полу в конце младшего школьного периода, в формирование «любовных отношений» в подростковом возрасте, в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости. В супружеских отношениях, в выполнении родительских функций, в деловых отношениях взрослых. Результатами гендерной сегрегации являются: формирование двух различных субкультур (мужской и женской), наличие конфронтации полов, которая может принимать различные формы: от недопонимания до враждебных, конфликтных отношений. Следствием же конвергенции полов является установление хороших, гармоничных отношений между мужчиной и женщиной, основанных на сотрудничестве и взаимопонимании.
На сегодняшний день развитие гендерной психологии не может однозначно ответить на вопрос о причинах возникновения этих тенденций. Вероятнее всего, конвергенции необходима для продолжения человеческого рода − если оба пола будут существовать раздельно, то они не смогут воспроизводить себя. Тогда возникает вопрос, для чего нужна сегрегация полов? Самым влиятельным фактором, названным исследователями было влияние культуры. «Общество почему-то заинтересовано в том, чтобы мужчины и женщины являли собой почти разные миры, представители которых с трудом понимают друг друга» (цит. По Бендас, с. 276). Э. Маккоби и другие исследователи указывает на сложности, возникшие в следствие гендерной сегрегации: наличие двух субкультур (с различными правилами, способами общения, с использование различных речевых паттернов и т.п.) в дальнейшем приводит к непониманию представителей разных полов, к конфликтам на работе, в семье, в разных взглядах на воспитание детей, в проведении совместного досуга и т.д. (Бендас, с. 278).
Достигая взрослого возраста мужчины и женщины продолжают испытывать влияние сегрегации и конвергенции полов. Выделяется следующая закономерность: во взрослой (как и детской) дружбе преобладает сегрегация, а сексуальной сфере − как конвергенция (среди гетеросексуалов), так и сегрегация (среди гомосексуалов). Можно также добавить, что в наибольшей степени сегрегация и конвергенция полов, их противоречия и поиск гармонии в отношениях проявляется именно в интимной сфере. 
В связи с тем, что многие установки и модели поведения в сексуальной, супружеской и родительской сферах формировались в разных субкультурах (мальчишеской и девчоночьей), то зачастую у мужчины и женщины возникают противоречия. Когда создается пара возлюбленных, то оказывается, что партнеры ждут от отношений различных вещей. Рассматривая сексуальную сферу, можно увидеть, что в большинстве случаев мужчины ориентированы на получение удовольствия (от секса и от возможности хорошо провести время с партнершей), а женщина − на создание прочных, долговременных отношений (Бендас, с. 302). Такая разница в установках неизбежно создаст конфликтную ситуацию в сексуальной сфере.
У мужчин и женщин обнаруживаются половые различия в реакции на измену и разрыв отношений. Несмотря на распространенное стереотипное мнение о том, что женщины тяжелее переживают измену партнера и разрыв отношений с ним, экспериментальные данные показывают обратное. Американские психологи В. Абрахам, Р. Креймер и др. выяснили, что от измены оба пола испытывают глубокие эмоциональные потрясения, но эти реакции, не различаясь по силе, различаются по характеру. Хилл и коллеги установили, что женщины чаще мужчин инициируют разрыв длительных отношений, но при этом мужчины испытывают больший дистесс от разрыва (цит. По Бендас, с. 304).
Ряд противоречий во взаимоотношениях могут возникнуть в связи с профессиональным статусом женщины. В исследовании Парасурамана и коллег (цит. по Бендас, с. 312) было установлено, что мужья работающих женщин по сравнению с мужьями домохозяек значительно меньше удовлетворены своей работой, браком качеством жизни и тем как воспитываются дети, но при этом влияние фактора работающей жены на психологическое благополучие мужа невелико. Однако существуют факты, свидетельствующие о  том, что женщины-домохозяйки менее психологически благополучны, чем работающие женщины. На гендерные отношения существенно влияет стиль выполнения родительских ролей. В зависимости от того, как родители воспитывают ребенка – совместно, придерживаясь сотрудничества в решении сложных вопросов или же напротив конкурируя и конфликтуя, будут выстраиваться различные типы гендерных отношений: гармоничные отношения или же напротив конфликтные и противоречивые. Таким образом, реализуя свои родительские роли, женщины и мужчины либо усиливают конфронтацию полов, либо уменьшают её. Девочки и мальчики наблюдая за поведением родителей, усваивают гендерные роли матери и отца. И в своих будущих семьях они будут воспроизводить ситуацию, которую видели в своей родительской семье.

Гендерные аспекты психотерапевтической практики.
Гендерная проблематика проецируется в следующие сферы.
Гей-аффирмативная психотерапия.
Метод психотерапии, направленный на решение специфических проблем, возникающих у людей с нетипичной сексуальной ориентацией.
Компетентный и достаточно лояльный по отношению к геям и лесбиянкам психотерапевт никогда не возьмётся за их «лечение», но сможет помочь преодолеть социальную гомофобию и аутоагрессию.
Предубеждения психотерапевта имеют влияние на взаимодействие с клиентом нетипичной сексуальной ориентации.
Основная цель психотерапевта − помочь клиенту принять самого себя, свою гомосексуальную природу и снизить тревогу.
П р о б л е м а т и к а:
-          специфика взаимоотношений между партнёрами
-          проблема возраста стареющих геев, у которых часто существуют проблемы с алкоголем
-          проблема самоидентификации - наиболее актуальна у гомосексуалов в молодом возрасте
Говорится о том, COMING OUT («выход из подполья») – наилучший ответ на любые проблемы, присущие большинству гомосексуальных пациентов

Репаративная психотерапия (РТ).
Метод психотерапии, направленный на коррекцию гомоэротических установок и гомосексуальной ориентации.
Предполагает проработку раннего опыта связанного с отношениями с родителями (сверхзаботливая, опекающая мать – безучастный, эмоционально отстраненный отец).
Существенной частью РТ является понимание пациентом того, как присущий ему дефицит мужественности проецировался на других, идеализируемых им мужчин.
РТ по своей природе представляет собой МАСКУЛИННУЮ ИНИЦИАЦИЮ.
РТ побуждает пациента справиться с гендерными задачами, оставшимися не решенными в раннем детстве.
Значимая трансформация включает не только когнитивное понимание (инсайт), но ощущение самого себя в новых формах поведения.
Согласно теории РТ гомосексуальность представляет собой известное недоразвитие личности; если придерживаться этой точки зрения, тогда гей-аффирмативная терапия предлагает пациенту ассоциировать себя со своей патологией во имя предполагаемого психического благополучия.

Феминизм и его критика.
I волна феминизмаотрицание различий между женщиной и мужчиной, все различия обусловлены культурой
: концепция опровергается рядом биологических факторов.
II волна феминизмасоциальные модели женского типа позитивны, а модели мужского типа негативны:
- мужская модель включает в себя иерархическое ранжирование и авторитарное, аналитическое, разделяющее поведение,
- все качества женской модели целебны, позитивны и рассматриваются как конструктивные,
 - с этой точки зрения все беды человечества являются результатом притеснения женщин мужчинами
: подавляющее большинство культурных структур были созданы мужчинами и женщинами совместно.


Гендерное развитие и трансформации.
Немногим более ста лет назад произошел определенный сдвиг в культуре, приведший к освобождению женственности (благодаря женскому движению) и деконструкции маскулинности. Некоторые авторы обозначают его как постмодернистский сдвиг (Коэн).
В настоящее время многие философы и ученые говорят о том, что традиционные концепты мужественности и женственности устарели и их следует рассматривать как архаические модели, соответствующие более ранним этапам развития культуры и, соответственно, более низким уровням развития сознания.
Данный вопрос имеет несколько измерений (К. Уилбер):
-          биологическое,
-          социальное,
-          культурное,
-          психодуховное.
В случае трансформации выделяют две вертикальные тенденции:
- ЭРОС – мужская стратегия, выражающая стремление к свободе в отношениях;
- АГАПЕ – женская стратегия, выражающая стремление к полноте в отношениях.
В трансляционных областях существуют две горизонтальные тенденции:
- ДЕЙСТВЕННОСТЬ – мужская тенденция;
- ОБЩНОСТЬ – женская тенденция.
Основная задача заключается в том, что бы данные тенденции имели здоровые проявления. Психотерапия должна обеспечивать здоровую реализацию данных тенденций.
М
ЗДОРОВЫЕ
ФОРМЫ ДЕЙСТВЕННОСТИ
НЕЗДОРОВЫЕ
ФОРМЫ ДЕЙСТВЕННОСТИ
личная ответственность, самоуважение
ригидность, отчужденность,
гиперактивность, чрезмерная защитная агрессивность, страх перед обязательствами
ЗДОРОВАЯ ФОРМА ЭРОСА
НЕЗДОРОВАЯ ФОРМА ЭРОСА
чувство свободы, нескованность
подавление, страх, ограничение
Ж
ЗДОРОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ
НЕЗДОРОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ
чувство единства, целостности
невротическое слияние, зависимое поведение
ЗДОРОВЫЕ ФОРМЫ АГАПЕ
НЕЗДОРОВЫЕ ФОРМЫ АГАПЕ
чувство полноценности, ощущение полноты отношений
неспособность признавать собственную значимость, чувство неполноценности (а не полнота)

Поскольку современные условия жизни изменились, гендерные отношения в рамках ритуализированных ролей перестали быть актуальными для многих женщин, тогда как многие мужчины не имеют возможности ему соответствовать.  
По этой причине в современном обществе нарастают гендерные противоречия: мужчины утрачивают свои гендерные позиции, а женщины все настойчивее говорят о возможности иных способов выстраивания гендерных отношений, исключающих доминирование мужчин.
Условием здорового гендера является необходимость поддерживать связь с собственной природой и сексуальностью на каждом этапе развития и на протяжении  всей жизни  (К. Уилбер). 

Стратегии преодоления генерных противоречий.
Преодоление традиционных гендерных противоречий в современной культуре возможно в следующих сферах: 
- в пространстве виртуальной реальности, где моделируются иные формы отношений, исключающие физический контакт и реальное восприятие поведенческих признаков, маркирующих специфику гендерной позиции;
- в духовно-мисчтических традициях и практиках, где делается акцент на мистическом слиянии и интеграции мужского и женского начал как равноценных (сизигия, выраженная в виде слияния Логоса и Софии, Яхве и Эллохим, Шивы и Шакти – в традиционных христианско-гностических, каббалистических и тантрических культах, или Анимы и Анимуса − в терминологии Юнга);
- в ситуации гендерного моделирования в условиях психологическиго тренинга или психотерапии − что связано с возможностью осознания границ и перспектив собственного гендерного конституирования и тех формируемых условий, которые определяют гендерное личные конструкты, гендерное моделирование, предоставляет субъекту возможность выйти за рамки жестких гендерных предписаний и приблизиться к тому внутреннему состоянию, в котором возможно понимание внутреннего мира другой личности, соотносимой с иными, чем собственные, гендерными диспозициями


Расширенный тект доклада: Крымская междисциплинарная конференция с международным участием «Природа семейной гармонии» (9 – 11 октября 2009, г. Ялта).
Опубликовано: Белоусова А.М., Старовойтов А.В. Стратегии преодоления гендерных противоречий // Тело – Сознание – Творчество. Философские, психологические и экологические инновации в развитии человека. Вып. 2. − М.: ИПиП, 2009. − С. 226 – 242.

Комментариев нет:

Отправить комментарий